8 495 660-36-71
04.08.2015

Российский авторынок выбыл из десятки мировых лидеров

Год назад, по данным Международной организации автопроизводителей, Россия была восьмой в рейтинге с результатом в 1,108 млн проданных автомобилей.
Причина нынешнего изменения в расстановке сил – скорее слабые результаты России, чем хорошие других стран, рассуждает руководитель автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. На большинстве рынков рост продаж умеренный, говорит он, всплеск только в Италии, но это эффект низкой базы – продажи восстанавливались после кризиса.
От действий конкретных автопроизводителей тут мало что зависело, считает Литвиненко. В марте 2015 г. об уходе из России объявила GM, но она работала в высококонкурентном сегменте, и ее долю на российском рынке быстро заняли другие бренды, рынок в целом от этого не пострадал. Результаты первого полугодия он называет противоречивыми: в частности, провал в начале года во многом был спровоцирован ажиотажным спросом декабря 2014 г. (когда люди спешно тратили дешевевшие рубли), да и экономический фон был неопределенным. Но уже в 2016 г. продажи автомобилей пойдут вверх, надеется эксперт, как за счет низкой базы, так и благодаря выходу новой модели «АвтоВАЗа» – Vesta.
Российский авторынок сокращается с весны 2013 г., но в этом году ежемесячное падение стало зашкаливать за 20% (год к году). Государство делает, что может, – Минпромторг запустил в действие программы обновления парка, льготного автолизинга, льготного автокредитования. Без господдержки ситуация была бы гораздо хуже, признает сотрудник одного из дилеров, но сожалеет, что самая эффективная из этих мер – субсидирование ставок автокредитов – заработала слишком поздно. К тому же ситуация еще ухудшилась и ценовую планку можно было бы поднять, считает он (сейчас льготные кредиты выдаются на покупки машин стоимостью до 1 млн руб.). Дилеры, по словам собеседника «Ведомостей», действуют более сдержанно, чем в прошлый кризис: больших скидок не дают, но и затоваривания складов не допускают. Банкиры также идут навстречу и реструктурируют кредиты, добавляет он.
Продажи автомобилей начнут восстанавливаться в 2016 г. – так считают 35% дилеров, еще 26% ждут восстановления рынка в 2017 г., а большинство – 39% – только после 2017 г., следовало из июньского опроса EY и ассоциации «Российские автодилеры». Под восстановлением рынка понимается рост продаж год к году, уточнял руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев. Директор «Автостата» Сергей Целиков призывает не ждать существенного роста рынка в ближайшие два года: «Низкие цены на нефть, девальвированный рубль, высокие процентные ставки и санкции со стороны ведущих стран мира не дают надежды на быстрое восстановление не только авторынка, но и других потребительских сегментов».
На этот год ожидания пессимистичные: 61% респондентов прогнозируют снижение продаж более чем на 40%, а около трети – на 30–40%. Ассоциация европейского бизнеса по итогам полугодия обновила прогноз на весь 2015 год до 1,55 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (минус 36% к прошлому году). Предыдущий прогноз, опубликованный в январе, предполагал сокращение на 24%.