+7(495)660-36-71
15.08.2014

Крыму меняют климат

Как стало известно "Ъ", после нескольких месяцев доработки и разноса за срыв сроков подготовки закона о крымской зоне, устроенного Дмитрием Медведевым на совещании 8 июля, в правительстве обсуждают новую версию проекта создания особого режима регулирования предпринимательства в Крыму. Документ, по данным "Ъ", уже есть в ряде госведомств. Проект, по словам представителей аппарата профильного вице-премьера Дмитрия Козака, до конца недели будет внесен в правительство после доработки Министерством по делам Крыма.
Напомним, Олег Савельев, бывший заместитель главы Минэкономики, назначенный главой Минкрыма, в апреле готовил проект закона "Об особой экономической зоне в Республике Крым и Севастополе" еще в старом ведомстве. Проект, за подписью Минэкономики опубликованный в июне, подвергался активной критике ведомств. Как и обещал в апрельских интервью Олег Савельев, он реализовывал принципиально иную, чем принято в правительстве РФ, концепцию развития экономик двух новых регионов страны. Непосредственно реализацией идеи "нового Гонконга" (то есть де-факто отдельной полноценной юрисдикции и правовой системы) на полуострове документ было назвать нельзя, но он предполагал весьма масштабные, стимулирующие бизнес отличия госрегулирования в Крыму от остальной России — они близки по идеологии льготам, предоставленным Сколково. Предполагалось, что текст будет радикально изменен (прежняя версия была довольно неконкретной), в том числе после критики правительственных ведомств. Тем не менее в распоряжении "Ъ" оказался новый законопроект, разработанный, по данным "Ъ", Минкрыма,— он был разослан отраслевым структурам одним из федеральных ведомств 21 июля, и в нем реализуются те же идеи еще в большей степени, чем ранее.
Законопроект поменял название — теперь это поправки к конституционному закону о присоединении Крыма и Севастополя к РФ и об образовании двух новых субъектов РФ (они напрямую декларируют "особый правовой режим" в Крыму и Севастополе) и новый законопроект "О развитии Крымского федерального округа". Самый большой раздел проекта ФЗ "О развитии КФО" предсказуемо посвящен земельным отношениям в Крыму. Юрлица и индивидуальные предприниматели, работающие в Крыму, согласно проекту, смогут пользоваться государственными и муниципальными землями только на правах аренды — выкупать эти участки в собственность будет запрещено, как и иметь их в бессрочном пользовании. Если же данный участок потребуется для создания инфраструктуры, то у гос- и муниципальных учреждений он может быть изъят просто посредством уведомления об изъятии.
Для граждан и компаний (в том числе если участки находятся у них в постоянном или пожизненном владении или собственности) предусмотрено возмещение убытков в соответствии с законодательством РФ, но изъятие будет происходить в ускоренном порядке. О том, что участок потребовался государству, собственники, арендаторы и землепользователи будут извещаться в течение семи дней после принятия соответствующего решения, на подписание соглашения с властями об условиях изъятия владельцу и арендатору отводится три месяца, после чего уполномоченный орган праве обратиться в суд. По стандартной процедуре собственник или пользователь участка должен быть извещен об изъятии не позднее чем за год.
Чиновники, судя по имеющейся у "Ъ" версии документа, вернулись и к майской идее создания внутреннего офшора на полуострове, которой не было в проекте Минэкономики. Зарегистрировавшись в Крыму и уплатив регистрационный сбор в 150 млн руб., компания, согласно проекту, сможет получить освобождение от уплаты налогов на имущество организаций, на транспорт и на землю, а также получить 10-процентную ставку налога на прибыль (вместо стандартной 20-процентной) на 50 лет.
Обязанности вести предпринимательскую деятельность на территории Крыма у таких компаний не будет — предполагается, что такой крымский "офшор" можно будет использовать для создания центра прибыли и для операций по всему миру (при условии уплаты "десятины" с прибыли в крымский бюджет). Впрочем, гипотетическая привлекательность таких "офшоров" в сравнении с зарубежными аналогами заметно снижается включением в законопроект целого ряда условий к ним. Кроме $4,5 млн на уплату сбора, они должны будут обладать персоналом "не менее 10, но не более 100 человек", им будет нельзя иметь российские филиалы и представительства за пределами полуострова. Портфельные инвесторы должны будут соответствовать "условиям и видам деятельности", перечень которых позже утвердит Минкрыма.
Для другой категории предпринимателей, готовых не только регистрироваться, но и реально работать в Крыму и в Севастополе, предложены иные условия. В отличие от первой группы, они получают полное освобождение от налога на прибыль и от водного налога на 10 лет — в дополнение к освобождению от имущественных налогов. Перечень льготных видов деятельности в Крыму также будет утвержден отдельно. 150 млн руб. таким инвесторам также придется найти — но уже не в виде невозвратного взноса, а в форме капвложений, сделанных в течение двух лет. Для противодействия ухода от налогов на остальной территории РФ им также будет запрещено иметь филиалы "на материке".
Наконец, налоговое "спецпредложение" предусмотрено и для малого бизнеса. Работающие по упрощенной системе налогообложения, на патенте и сельхозпроизводители вместо стандартных 6% с доходов будут платить лишь 4%. Статья 26 проекта закона гарантирует, что, если РФ в будущем повысит ставки налогов (кроме акцизов и "внутреннего" НДС), в отношении льготных крымских компаний они применяться не будут.
Проект предлагает для всего Крыма режим свободной таможенной зоны. Произведенные на полуострове товары (с сертификатом происхождения) при экспорте и импорт из третьих стран (кроме подакцизных товаров — в части акциза и НДС) предложено полностью освободить от таможенных пошлин и других платежей. Чтобы не превратить Крым в "окно" для беспошлинного ввоза, оговорено, что товары из третьих стран, затем вывезенные на остальную территорию Таможенного союза, облагаются импортными пошлинами и другими платежами. В случае же реэкспорта ввезенных товаров (как с переработкой, так и без переработки в Крыму) таможенные пошлины взиматься не будут (акциз и НДС по подакцизным товарам заплатить придется).
Поправками также предусматривается, что до 1 января 2025 года в Крыму и Севастополе могут работать только банки, получившие регистрацию именно там,— открывать свои отделения за пределами полуострова в течение этого срока они не смогут. Прочие банки России ("федеральные банки") смогут это делать исключительно через 100-процентные "дочки" в регионе, но не через филиалы. Более того, работать в Крыму и Севастополе такие "дочки", согласно поправкам, будут "на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ", "в рамках действующей лицензии федерального банка", предполагается "наличие субсидиарной ответственности федерального банка по обязательствам дочернего, зарегистрированного в Крыму или Севастополе".
Очевидно, в случае принятия закона в этом виде уже работающим в Крыму российским банкам придется менять статус своих подразделений. Впрочем, вероятность реализации такого сценария мала, как и в целом принятия закона именно в таком виде. Так, источники, знакомые с обсуждением проекта во властных структурах, сообщили "Ъ": в отношении банковской деятельности в проекте, который есть в распоряжении "Ъ", зафиксирована "устаревшая версия" — она не нашла поддержки и больше не дискутируется, существует нераскрываемый "абсолютно иной" рабочий вариант. За формулировками в части банков могут стоять идеи особого налогового режима для кредитных организаций в Крыму
Впрочем, во всех ведомствах не комментируют законопроект открыто — не только из-за "ведомственных" разногласий, но и из-за его идеологии. Так или иначе, идея "крымского Гонконга" предполагает определенную отдельность Крыма и Севастополя от экономики РФ, и эта идея должно конкурировать с идеей быстрой полной интеграции полуострова с Россией на основе общих для всей страны правил игры.
Коммерсант
Для граждан и компаний (в том числе если участки находятся у них в постоянном или пожизненном владении или собственности) предусмотрено возмещение убытков в соответствии с законодательством РФ, но изъятие будет происходить в ускоренном порядке. О том, что участок потребовался государству, собственники, арендаторы и землепользователи будут извещаться в течение семи дней после принятия соответствующего решения, на подписание соглашения с властями об условиях изъятия владельцу и арендатору отводится три месяца, после чего уполномоченный орган праве обратиться в суд. По стандартной процедуре собственник или пользователь участка должен быть извещен об изъятии не позднее чем за год.
Чиновники, судя по имеющейся у "Ъ" версии документа, вернулись и к майской идее создания внутреннего офшора на полуострове, которой не было в проекте Минэкономики. Зарегистрировавшись в Крыму и уплатив регистрационный сбор в 150 млн руб., компания, согласно проекту, сможет получить освобождение от уплаты налогов на имущество организаций, на транспорт и на землю, а также получить 10-процентную ставку налога на прибыль (вместо стандартной 20-процентной) на 50 лет.
Обязанности вести предпринимательскую деятельность на территории Крыма у таких компаний не будет — предполагается, что такой крымский "офшор" можно будет использовать для создания центра прибыли и для операций по всему миру (при условии уплаты "десятины" с прибыли в крымский бюджет). Впрочем, гипотетическая привлекательность таких "офшоров" в сравнении с зарубежными аналогами заметно снижается включением в законопроект целого ряда условий к ним. Кроме $4,5 млн на уплату сбора, они должны будут обладать персоналом "не менее 10, но не более 100 человек", им будет нельзя иметь российские филиалы и представительства за пределами полуострова. Портфельные инвесторы должны будут соответствовать "условиям и видам деятельности", перечень которых позже утвердит Минкрыма.
Для другой категории предпринимателей, готовых не только регистрироваться, но и реально работать в Крыму и в Севастополе, предложены иные условия. В отличие от первой группы, они получают полное освобождение от налога на прибыль и от водного налога на 10 лет — в дополнение к освобождению от имущественных налогов. Перечень льготных видов деятельности в Крыму также будет утвержден отдельно. 150 млн руб. таким инвесторам также придется найти — но уже не в виде невозвратного взноса, а в форме капвложений, сделанных в течение двух лет. Для противодействия ухода от налогов на остальной территории РФ им также будет запрещено иметь филиалы "на материке".
Наконец, налоговое "спецпредложение" предусмотрено и для малого бизнеса. Работающие по упрощенной системе налогообложения, на патенте и сельхозпроизводители вместо стандартных 6% с доходов будут платить лишь 4%. Статья 26 проекта закона гарантирует, что, если РФ в будущем повысит ставки налогов (кроме акцизов и "внутреннего" НДС), в отношении льготных крымских компаний они применяться не будут.
Проект предлагает для всего Крыма режим свободной таможенной зоны. Произведенные на полуострове товары (с сертификатом происхождения) при экспорте и импорт из третьих стран (кроме подакцизных товаров — в части акциза и НДС) предложено полностью освободить от таможенных пошлин и других платежей. Чтобы не превратить Крым в "окно" для беспошлинного ввоза, оговорено, что товары из третьих стран, затем вывезенные на остальную территорию Таможенного союза, облагаются импортными пошлинами и другими платежами. В случае же реэкспорта ввезенных товаров (как с переработкой, так и без переработки в Крыму) таможенные пошлины взиматься не будут (акциз и НДС по подакцизным товарам заплатить придется).
Поправками также предусматривается, что до 1 января 2025 года в Крыму и Севастополе могут работать только банки, получившие регистрацию именно там,— открывать свои отделения за пределами полуострова в течение этого срока они не смогут. Прочие банки России ("федеральные банки") смогут это делать исключительно через 100-процентные "дочки" в регионе, но не через филиалы. Более того, работать в Крыму и Севастополе такие "дочки", согласно поправкам, будут "на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ", "в рамках действующей лицензии федерального банка", предполагается "наличие субсидиарной ответственности федерального банка по обязательствам дочернего, зарегистрированного в Крыму или Севастополе".
Очевидно, в случае принятия закона в этом виде уже работающим в Крыму российским банкам придется менять статус своих подразделений. Впрочем, вероятность реализации такого сценария мала, как и в целом принятия закона именно в таком виде. Так, источники, знакомые с обсуждением проекта во властных структурах, сообщили "Ъ": в отношении банковской деятельности в проекте, который есть в распоряжении "Ъ", зафиксирована "устаревшая версия" — она не нашла поддержки и больше не дискутируется, существует нераскрываемый "абсолютно иной" рабочий вариант. За формулировками в части банков могут стоять идеи особого налогового режима для кредитных организаций в Крыму (см. подробнее "Онлайн").
Впрочем, во всех ведомствах не комментируют законопроект открыто — не только из-за "ведомственных" разногласий, но и из-за его идеологии. Так или иначе, идея "крымского Гонконга" предполагает определенную отдельность Крыма и Севастополя от экономики РФ, и эта идея должно конкурировать с идеей быстрой полной интеграции полуострова с Россией на основе общих для всей страны правил игры.