8 495 660-36-71
04.04.2014

Новые правила привели к транспортному коллапсу в Магаданском порту

В работе круглого стола приняли участие представители правительства, Магаданского морского торгового порта, предприниматели, работники таможни и прокуратуры. Причиной для встречи стали многочисленные жалобы коммерсантов на то, что благодаря нововведениям портовиков, они стали нести дополнительные расходы, а иногда и убытки. Сетовали на то, что порт перестал производить разгрузку по субботам и воскресеньям, провоцируя таким образом простой грузов. Так же не устраивают предпринимателей цены за использование контейнерных площадок.
Ситуацию взялся разъяснить представитель ММТП Валерий Кузаков. Он рассказал, что на протяжении последних лет предыдущее руководство порта не инвестировало деньги в материальную часть поротово-кранового оборудования. В 2013 году, когда грузопоток резко возрос, в связи со строительством горно-обогатительных объектов рудника имени Матросова, в порту возник транспортный коллапс. Причиной его стало затоваривание порта. Вместимость контейнерной площадки рассчитана на 600 мест. А размещали на площадке более 1000. Некоторые предприниматели не сразу вывозят свои грузы и они простаивают в потру. Это происходит по разным причинам. Кто-то не может сразу растаможить свои товары. Кто-то не имеет возможности все сразу вывезти. В связи с этим, опираясь на положения федерального законодательства о портах, был установлен минимальный, то есть льготный, срок хранения контейнеров. Он составляет 6 дней. В случае, если груз находится на контейнерной площадке дольше, порт начинает взимать плату в установленном порядке. По словам Валерия Кузакова нет лучшего средства стимулировать предпринимателя, чем его финансовая заинтересованность.
Инициаторы транспортных проблем в 2013 году, «Рудник имени Матросова» признали, что допустили просчеты в своей стратегии, переоценив производственные мощности порта. На Колыме давно не было строек такого масштаба и завоз столь большой партии материалов и оборудования явился испытанием всей транспортной системы региона. «РиМ» признал свои ошибки и обещал в будущем учитывать пропускную способность морских ворот при планировании столь серьезных завозов.
В свою очередь представители предпринимательского сообщества стали возражать портовиками и высказав мнение, что не всегда физически возможно успеть оформить все необходимые документы на протяжении отведенных шести дней. Таможенные процедуры нередко занимают больше времени и платное хранение груза влияет на конечную стоимость для потребителя. Поддержка к портовикам пришла с неожиданной стороны. Представители компании «Modern Mashinery» и предприниматель Евгений Шуклин поделились своим опытом с коллегами. Им новые правила ничуть не мешают работать, они напомнили что, таможня предоставляет услуги электронного декларирования ввозимых грузов. Декларацию можно подать заранее, когда груз еще в пути и процедура оформления по прибытию в порт значительно сокращается. Существует практика, когда крупные компании создаю таможенные и площадки и таможенные склады у себя на производственных площадях. В этом случае товар может храниться без растаможивания до трех лет и платить за контейнерное место ММТП не придется. По словам предпринимателей шести дней более чем достаточно. Главной проблемой многие из них назвали то, что порт ни с кем из них напрямую не работает. Все операции совершаются через транспотно-экспедиторские компаниии непосредсвенно с грузовладельцами порт юридических отношений не имеет. Для успешной работы и снижения финальной стоимости товаров необходимо убирать звено посредников.
Вопросы, касающиеся расценок на услуги порта так же не остались в стороне. Антимонопольная служба усмотрела признаки нарушения и проводит проверку, портовики в свою очередь считают, что все тарифы соответствуют Федеральному закону о морских портах. Точку в споре должны поставить результаты проверки. Здесь налицо типичный конфликт интересов. Торговый порт пытается заработать на модернизацию оборудования, предприниматели не хотят переплачивать за хранение груза. Но если все же коммерсантов заставят раскошелиться, они свою прибыль получат с конечного потребителя. Чаще всего с покупателя, берущего товар в магазине в розницу.
По итогам переговоров принято решение, о создании комиссии, которая займется решением спорных вопросов. Глава региона посоветовал предпринимателям обмениваться передовым опытом друг с другом.