+7(495)660-36-71
04.11.2013

'Гордое одиночество' таможни в Приморье может закончиться печально

Эксперименты по передаче таможенникам функций других надзорных ведомств и служб в пунктах пропуска в Приморье могут принести печальные результаты – как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства. Закрепившаяся в деятельности ФТС "палочная" система – при отсутствии так называемого "межведомственного контроля" - усилит тенденцию по превращению таможенных постов в некие "бизнес-конторы", целью которых станет не соблюдение законности, а извлечение коммерческой выгоды. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев.

Напомним, что сейчас Федеральная таможенная служба России (ФТС) готовит проект указа президента РФ, согласно которому предлагается – в виде эксперимента - возложить все функции контроля за грузами участников внешнеэкономической деятельности в двух пунктах пропуска в Приморье исключительно на таможенников. С 1 сентября 2014 года, считает ФТС, в пунктах пропуска "Пограничный" и "Восточный" импорт-экспорт не должны контролировать ни санитары, ни ветеринары.

- Если даже не рассматривать спорные доводы таможенников о том, что "изгнание" из пунктов пропуска санитаров и ветеринаров якобы должно привести к сокращению времени оформления грузов на таможне, то возникает другой вопрос – не почувствуют ли в такой ситуации некоторые сотрудники ФТС, что у них "развязаны руки"? – комментирует возможные последствия "гордого одиночества" таможенников Николай Черентаев. – Ведь не секрет, что между различными службами и ведомствами существует определенное соперничество, которое в целом способствует повышению дисциплины, не дает чиновникам "распоясаться".

По мнению приморского борца с коррупцией, нынешняя "палочная система" в ФТС, при которой подразделениям "сверху" заранее спускаются планы по сбору таможенных платежей, позволяет – если не прямо провоцирует – нечистым на руку "верещагиным" плодить "серые схемы" экспорта-импорта, создавать при пунктах пропуска некие "свои" коммерческие структуры.

- Все же помнят дело "дочки" ФТС ФГУП "Ростэк", которое, по сути, монополизировало склады временного хранения (СВХ) чуть ли не по всей стране. И спорить с этим не приходится – президент Путин весной прошлого года прямо сказал, что "Ростэк" надо ликвидировать. А чем занимались дочерние структуры ФГУПа – которое, кстати, живет и здравствует по сей день – у нас в Приморье?

А тем, из-за чего были громкие отставки генералов ФСБ, "посадки" дальневосточного таможенного начальства, и – вполне возможно – резкое "ухудшение здоровья" уже бывшего депутата ЗСПК Геннадия Лысака, который сейчас, по некоторым сведениям, обретается в Южной Корее, - отметил Черентаев.

Напомним, что в 2011 году из мест лишения свободы по УДО освободился бывший начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Эрнест Бахшецян, приговоренный к 5 годам колонии общего режима за превышение должностных полномочий.

По мнению суда, деятельность Бахшецяна привела к тому, что в зоне таможенного поста "Морской порт Восточный" контрабандного канала, через который в контейнерах перемещался более дорогостоящий, чем указывалось в декларациях, товар.

Фигурантами дела стали экс-сенатор Игорь Иванов и ряд приморских предпринимателей, среди которых – небезызвестный в крае Геннадий Лысак, в 2011 году сложивший полномочия депутата ЗСПК и покинувший Российскую Федерацию.

- Любопытно, что сейчас компания ЗАО "Ростэк-Приморье" активно обустраивает как раз таможенно-логистический терминал "Пограничный", который – по стечению обстоятельств, конечно же – оказался расположен на территории склада временного хранения, принадлежащего "Ростэк-Приморья", - заметил Николай Черентаев.

По мнению правозащитника, в случае, если таможенные посты начинают активно "дружить" с некими коммерческими структурами, ни о какой добросовестной конкуренции во внешнеэкономической деятельности говорить не приходится. Более того, инициативы ФТС по "захвату" всех контрольных полномочий в приморских пунктах пропуска, уже изрядно "оскандалившихся", выглядят очень сомнительно и неуместно, считает высказал руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции.

От РИА PrimaMedia также напомним, что летом этого года в ходе визита в Приморский край первого вице-премьера Игоря Шувалова под его председательством состоялось совещание в Восточном порту (Находка). В ходе совещания Шувалов, в частности, заявил, что в России оформление грузов на таможенных постах "должно быть как в первоклассных портах – занимать сутки-двое".

Вместе с тем, как сообщил источник агентства из краевой администрации, на совещании представителями таможни были озвучены данные о реальном положении дел. Так, среднее время, которое контейнер проводит в порту, составило в июне этого года немногим более 10 дней.

По словам источника, в прошлом году сроки нахождения контейнеров в порту были еще больше (до 15 дней), что и дало повод приморским таможенникам сообщить и Шувалову, и общественности о "положительной динамике" в выполнении мероприятий дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

Также напомним, что в последние несколько лет подразделения Дальневосточного таможенного управления "отметилось" рядом скандалов: сотрудники снимали скандальные видеоклипы о своих трудовых буднях, а представители руководства попадались на крупных взятках.

Вместе с тем, как ранее сообщало агентство, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил министрам финансов и юстиции совместно с Федеральной таможенной службой, Высшим арбитражным судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ разобраться с тем, что творится на таможнях Дальнего Востока. Это стало прямым следствием общения президента Путина спредставителями бизнеса Приморья на совещании во Владивостоке 31 августа 2013 года.

Таможенные "неточности" и "серые схемы", применяемые во внешнеторговой деятельности, лишают бюджет России огромных сумм. Только в 2011 году такие "недоплатежи" составили более 2 трлн рублей. Наглядным подтверждением существования такой "черной дыры" служит разительная разница между данными Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) и информацией зарубежных источников. Такое мнение высказано в исследовании "Администрирование внешнеторговых оборотов РФ", подготовленном Экспертно-аналитическим центром "Модернизация".