+7(495)660-36-71
19.09.2013

Новые совместные проекты ФТС и РЖД ускорят продвижение грузов

Экспериментируем вместе

С созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства ЕврАзЭС совершенствование таможенного администрирования приобретает особую актуальность. Одной из перспективных технологий является предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию ТС.

В России предварительное информирование на железнодорожном транспорте ещё не стало обязательным. Внедряя безбумажные технологии, таможня создаёт благоприятные условия для ускорения товарооборота и сокращения времени совершения таможенных операций. С учётом этого обстоятельства трудно переоценить значение конструктивного сотрудничества таможни с железной дорогой, так как железнодорожным транспортом перевозится значительный объём экспортных и импортных грузов. Начало внедрению добровольного предварительного информирования было положено в 2010 году, а в последнее время наметилась тенденция ежегодного увеличения количества предварительных сообщений о товарах, предоставляемых таможенным органам в электронном виде. По словам начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Жукова, участники ВЭД, заинтересованные в ускорении доставки своих товаров по железной дороге, в 2013 году добровольно подали более 41 тыс. сообщений с предварительной информацией о перевозимых грузах, из них более 38 тыс. было использовано таможенными органами в местах прибытия грузов.

Помимо введения обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте, ФТС России совместно с ОАО «РЖД» реализует проект полноценного электронного документооборота при организации экспортно-импортных отправок.

Создаём базу

О развитии электронного взаимодействия ФТС России и ОАО «РЖД» договорились в октябре 2011 года. Пилотной зоной для проведения первого этапа эксперимента стали таможенные посты ЖДПП Бусловская и МАПП Светогорск Выборгской таможни на российско-финляндском участке государственной границы. За время проведения эксперимента в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов из ОАО «РЖД» поступило более 2 тыс. электронных пакетов документов о вывозимых товарах. 70% из них успешно прошли форматно-логический контроль в автоматическом режиме, по результатам которого сообщениям были присвоены уникальные идентификационные номера. В рабочем режиме информация о декларациях на товары, по которым принято решение о выпуске, направляется в электронном виде таможенными органами в ОАО «РЖД» и служит основанием для погрузки и перемещения товаров по территории РФ.

Вторым этапом стала договорённость между ФТС России и ОАО «РЖД» о порядке обмена электронными документами при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию ТС. После того как новые технологии будут окончательно отработаны, от использования бумажных носителей можно будет окончательно отказаться.

По словам заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, результаты работы, проведённой в тесном взаимодействии с таможенными службами государств – членов ТС, специалистами ОАО «РЖД», железных дорог Республики Беларусь и Республики Казахстан, стали основой для Решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом», принятого 17 сентября 2013 года.

Предполагается, что с 1 октября 2014 года можно будет ввезти товары на единую таможенную территорию ТС при условии обязательного предоставления предварительной информации, состав которой определён статьями 159 или 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Отлаживаем систему

Внедрение обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС железнодорожным транспортом, можно с успехом применять для развития и укрепления международных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, международный транзит может ежегодно приносить в казну России около $850 млрд. Сотрудничество ОАО «РЖД» и ФТС России способствует достижению таких показателей.

Так, ДВЖД принимает активное участие в эксперименте, который проводит Дальневосточное таможенное управление на базе таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни. В мае 2011 года таможенные посты Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен были подключены к специализированному порталу, который применяется участниками ВЭД для организации информационного взаимодействия в процессе исполнения внешнеторговых сделок. Через него был налажен обмен электронными данными между перевозчиками и таможней, и уже к январю этого года участники внешнеэкономической деятельности стали подавать в Находкинскую таможню предварительную информацию о всех контейнеровозах, следующих через Морской порт Восточный.

Предварительное декларирование в 9 раз уменьшает время совершения таможенных операций для судов с грузом. Кроме того, внедрение таможенниками новой технологии ускоряет и перевалку грузов в морских портах.

Контейнерный терминал ООО «Восточная стивидорная компания» и перевозчик, филиал ОАО «РЖД» ДВЖД, наладили взаимодействие при оформлении железнодорожной накладной в электронном виде с использованием системы ЭТРАН. Меры, принятые Дальневосточным таможенным управлением, а также согласованная деятельность терминала, таможенников и экспедиторов-декларантов привели к устойчивому снижению времени пребывания грузов в порту. До начала эксперимента грузы находились в порту в среднем в течение 14 дней. При этом большая часть этого времени – 91% – приходилась на этапы до и после декларирования. К июлю 2013 года интервал между ввозом и вывозом товаров из порта составил 8,89 суток, что на 30% меньше, чем было до начала взаимодействия.

Проверка сведений, заявленных в предварительно поданной декларации, может быть завершена к моменту, когда товары прибыли в порт. Тогда же может быть принято решение об их выпуске из порта, при условии, что товары не признаны рисковыми и не подлежат фактическому контролю. В этом случае перевозчику не нужно размещать груз на временное хранение – и товары могут продолжить путь с палубы на рельсы до места доставки.

Участники бизнес-сообщества быстро оценили все преимущества, которые они получили от объединения усилий таможни, железной дороги и терминала, и за полгода количество предварительно поданных сообщений о грузах увеличилось в 14 раз. Результаты совместной работы ФТС России и ОАО «РЖД» получили высокую оценку и на прошедшем в июле этого года совещании у первого заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова.