+7(495)660-36-71
11.07.2013

В Государственной Думе состоялось Заседание Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков

"- Работы у нас много, работа эта масштабная и она будет носить системный характер, независимо от меняющихся объективных и субъективных факторов. Чем активнее мы принимаем участие в обсуждении процесса внешне-торговой деятельности, тем положительнее этио сказывается на бюджете страны", - сообщил Брячак

В целом, работу совета признали нужной, важной и успешной…. Было отмечено, что его создание значительно расширило возможности Комитета Государственной Думы по транспорту в вопросах нормотворчества, обеспечило более конструктивный, заинтересованный подход органов законодательной, исполнительной власти и бизнеса в обеспечении современного, отвечающего международным требованиям регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Депутат Госдумы Дмитрий Ушаков отметил, что с 2006 года вплоть до создания Координационного совета все решения, связанные с предпринимательской деятельностью в области таможенного дела, принимались в Комитете по бюджету и налогам, и происходило это без какого-либо обсуждения с экспертным сообществом. Особо депутат подчеркнул тот факт, что решения эти принимались из расчета, «как выгоднее ФТС»….Теперь, по согласованию со спикером ГД Сергеем Нарышкиным, все законопроекты, связанные с грузопотоками и администрированием таможенной деятельности в этой сфере будут проходить через Комитет по транспорту и Координационный совет. Депутат призвал экспертное бизнес-сообщество активнее участвовать в процессе: "При обосновании той или иной позиции мы испытываем определенную нехватку информации, которая позволила бы нам более качественно и аргументированно доносить ее до органов власти. Поэтому от экспертного сообщества требуется как можно более полная и объективная картина происходящего".

Сегодня совет может с полным правом отметить свой вклад в нормотворческую деятельность Госдумы в целом. Работу в этом направлении начали с законопроекта, который исключает предпринимательскую деятельность в области таможенного дела и организаций подведомственных ФТС (РОСТЭК). (Кстати, законопроект так и находится в стадии принятия, видимо, «заморожен» лобби ФТС, ред.)

Да и в процессе обсуждения законопроекта немало «копий было сломано»… Так, из главы 5 Закона таможенного регулирования, как раз запрещающей подобную предпринимательскую деятельность со стороны РОСТЭКА, как бы «случайно» исчезла часть, касающаяся уполномоченного экономического оператора. Получалось, что РОСТЭК переходит из разряда дочерних предприятий, во взаимозависимые…. Члены Координационного совета обратили на это внимание и предложили соответствующие поправки, сформулировали разницу между этими понятиями.

Еще один законопроект, в работе над которым принял участие совет - "Об изменениях и дополнениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (В части соответствия главы 16 КоАП РФ Киотской конвенции, пункт 33 дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования, ред.)

С помощью экспертного сообщества и депутатов, входящих в состав Координационного совета, были внесены соответствующие поправки в интересах участников ВЭД, и ожидается, что в осеннюю сессию законопроект будет уже принят. Кроме того, совет участвует в подготовке и экспертном сопровождении рассмотрения в Государственной Думе законопроектов «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О транзитных перевозках через территорию Российской Федерации», «О комбинированных перевозках» и т.д.

Следующий спикер заседания - директор департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустам Акбердин представил доклад по проблемам и перспективам внедрения процедуры оценки влияния актов Евразийской экономической комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности.

Он отметил тот факт, что доля представителей бизнес-сообщества в общей численности составов всех консультативных комитетов и подкомитетов, образованных при ЕЭК, составляет 12,36% и цифра это пугающая, так как фактически мнение и позиция бизнеса в расчет берется, едва ли. Хотя, еще несколько месяцев назад, процент экспертов со стороны бизнеса вообще не превышал 5%.... "Для меня было довольно неожиданно убедиться в том, что коллеги и некоторые мои сотрудники на наднациональном уровне не хотят общаться с бизнесом. Нежелание это активное и ярко выраженное. Больших трудов стоит убедить людей в том, что бизнес сам себе не враг и не враг той стране, в которой он находится. Бизнес платит налоги и соответственно зарплату нам, чиновникам. И иногда было бы неплохо с ними посоветоваться", - заявил, комментируя эти данные, чиновник ЕЭК.

Из наиболее интересных направлений работы господин Акбердин выделил тему о предоставлении тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) организации. В отличие от Белоруссии и Казахстана, где тарифные льготы предоставляются и организациям с участием отечественных учредителей, в России тарифные льготы предоставляются исключительно в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал,

По его словам, в целях обеспечения возможности беспошлинного ввоза на территорию ТС и ЕЭП юридическими или физическими лицами РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал заинтересованные российские лица могут:

- в уставном порядке инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство РФ по аналогии с национальными законодательствами Казахстана и Белоруссии;

- учредить коммерческие организации, зарегистрированные на территории стран ТС.

Как отметил Рустам Акбердин, развернутое разъяснение по результатам проведения сравнительно-правового анализа законодательства Сторон по вопросам предоставления тарифных льгот было направлено в общероссийскую Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Так же, решением Совета ЕЭК от 17.12.2012 одобрен проект Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов. Проект направлен государствам-членам ТС и ЕЭП для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его принятия.

Не может ЕЭК согласится и с новой редакцией статьи 39 ТК ТС, в которой условием получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является, в частности, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее одного миллиона евро. В этой туманной формулировке "не менее" Акбердин усматривает возможность дополнительного маневра для коррупции.

Очень бурное обсуждение развернулось по поразившему бизнес-сообщество документу, опубликованному ФТС 4 июля 2013 года за подписью А. Ю. Бельянинова. Суть документа такова, что с 14 августа международные таможенные перевозчики, использующие книжки МДП, при въезде в РФ будут обязаны предоставлять еще и национальные гарантии, помимо тех, по которым они ездят сейчас.

"Подобные действия могут нанести огромный ущерб всем автоперевозкам в РФ. Более того, известно только о 53 случаях не доставки товара из более чем полутора тысяч перевозок. Может быть, стоит в рамках системы управления рисками не допускать к работе именно тех перевозчиков, которые совершили нарушения? Почему должны страдать все остальные? Необходимо информировать правительство РФ о том, что принятие подобных решений не входит в компетенцию ФТС", - высказала свое мнение эксперт рабочей группы по совершенствованию таможенного администрирования АСИ, советник DLA Piper Марина Лякишева

В результате было принято решение к началу следующей недели подготовить документ, адресованный Правительству, в котором аргументировать возможный вред, который могут принести участникам ВЭД и государственной политике по улучшению инвестиционного климата страны подобные непродуманные сомнительные инициативы ФТС.