+7(495)660-36-71
06.07.2013

Путь к причалам

С высоты нового, недавно открытого автомобильного путепровода, возведённого всего за десять месяцев, открывается вид на поистине грандиозную стройку: к горизонту уходят бесконечные нити новых путей. Словно для контраста двух веков, с одной стороны от них виднеются домики хутора Красный, а с другой – блестит на полуденном солнце роскошное трёхэтажное сооружение поста электрической централизации.

Стеклянное полукружие диспетчерского зала решительно выступает из общего контура здания. Так издавна принято сооружать выступы для обзора путей диспетчером, но здесь этот многоярусный «балкон» конструктивно выполнен как-то особенно изящно. С высоты путепровода пост похож на огромный фотоаппарат для панорамной съёмки развивающейся на глазах новой станции.

Два года назад на безымянном разъезде 9-й км было всего 12 путей. К 2014 году их станет 72, появятся два больших парка – сортировочный и накопительный.

Это поможет решить большую проблему. Из-за задержки судов составы с грузами нередко скапливаются на подходах к портам. Вагоны простаивают, превращаясь в склады на колёсах, и с каждым новым составом, вставшим в очередь, становится всё труднее маневрировать. Иногда ждут подхода судов до 100 «брошенных» поездов. На путях образуются настоящие пробки, которые потом с трудом рассасываются.

Кроме того, на небольшом Таманском полуострове действуют пять портов, а железнодорожные ветки к ним расходятся от одной точки магистрали – разъезда 9-й км. Поэтому проблемы с выгрузкой вагонов в одном порту неизбежно сказываются и на других. Очень важно не допускать образования «пробок». Ведь по той же магистрали идут и пассажирские поезда. Их задерживать нельзя.

Выход нашли – на 9-м км будут формироваться судовые партии грузов, а затем подводиться прямо к борту судна. Здесь же станут принимать и сортировать импортные грузы из всех портов с тем, чтобы по дороге к месту назначения не допустить лишних переформирований. Это позволит на двое-трое суток сократить время в пути. Кроме того, поможет «переварить» растущие грузопотоки.
– Основные грузы, которые подвозятся в порты, – нефтепродукты, минеральные удобрения и зерновые, – объясняет начальник службы технической политики Северо-Кавказской железной дороги Сергей Терзиев. – Объёмы транзитных перевозок через 9-й км уже к 2015 году должны составить более 80 млн тонн, а к 2025 году могут достичь 115 млн тонн.

Без развития транспортного узла с таким грузопотоком не справиться.
– Столь грандиозный проект за счёт бюджетных средств на Северо-Кавказской реализуется впервые, – говорит помощник начальника дороги Евгений Горлаков, курирующий проект. – Стоимость строительства станции 9-й км – 11,9 млрд руб. Она поменяет всю транспортную логистику региона. После сдачи в эксплуатацию станции, наверное, будет решаться вопрос о создании здесь «сухого порта».

Это выгодно не только железнодорожникам, но и портовикам. Сегодня таможенная «очистка» грузов проводится на портовых причалах. Перенос этой процедуры на 9-й км позволил бы разгрузить портовые площади. Они сегодня перегружены, и расширить их невозможно, так как почти все морские порты располагаются в городской черте. А на 9-м км объём перевалки грузов может достичь 10 млн тонн в год, не мешая жизни города и без ущерба для пропускной способности магистрали.

Кстати, стройка уже помогла решить и местные проблемы. Автомобильный путепровод, например, соединил два кубанских хутора – Красный и Черноморский. Тротуар на нём для удобства людей сделали максимально широким. И жители, поначалу косо глядевшие на развернувшееся строительство, теперь его уже оценили – раньше ведь там было ни пройти ни проехать.

Вот и глава администрации Южного сельского поселения Сергей Буйновский рад, что за счёт федеральных капвложений улучшается инфраструктура:
– Новая станция позволит уменьшить поток большегрузного транспорта, тем самым улучшит экологию. А самое главное – появится 300 новых рабочих мест, это очень важный фактор для нашего района.

Панорама 9-го км впечатляет: стройка развернулась на площади почти 500 га.

Уже введены в эксплуатацию приёмо-отправочные пути длиной более 16 км, уложен 81 стрелочный перевод, смонтировано 27 км контактной сети, сооружаются автоматизированный горочный комплекс, дом отдыха локомотивных бригад, пункт технического обслуживания, локомотивное депо…

Но, глядя на всё это, я подумала: а ведь страна-то ничего об этом не знает, хотя это стройка общероссийского значения. Но ни на одном из федеральных каналов я сюжетов о ней не видела. А жаль.

Грузооборот в портах Таманского полуострова растёт. Развивается паромное сообщение со странами Черноморского бассейна, из порта Кавказ уходят паромы в Болгарию, Украину, Армению и Турцию. Кроме того, в 2016 году планируется открытие сухогрузного терминала в порту Тамань. И тогда железнодорожникам придётся подводить к нему дополнительные пути.

Вдоль путей на 9-м км сегодня можно водить экскурсии с рассказами о рабочей технике и специальностях. Вон там экскаватор копает траншею, чуть поодаль электрики, как канатоходцы, ходят, покачиваясь, по проводам контактной сети, а на соседнем пути краном укладывают на обочину старые опоры, а вдали такой же поднимает на платформу контейнер. Медленно, будто стараясь никого не задеть, проплывает осторожный тепловоз.

На стройку часто приезжают студенты Ростовского университета путей сообщения. Но для них это не праздная экскурсия, а производственная практика. Ребята учатся на факультете управления процессами перевозок.

И здесь они вживую видят, как с нуля организовывается сортировочная работа на крупной станции. Потом пишут рефераты и курсовые работы. Словом, постигают азы будущей профессии. Вполне возможно, после защиты дипломов специалисты по транспортной логистике придут работать на 9-й км или подобные ей станции, начнут выстраивать оптимальные маршруты для миллионов тонн грузов, идущих на экспорт.

Кстати, получить эту востребованную, новую для нашей страны профессию стремится всё больше студентов. В прошлом году на специальность «логистика» РГУПС набрал рекордное количество первокурсников – около 130 человек вместо обычных 50.

А на 9-м км работы впереди ещё много. Отсюда, с путепровода над строящейся станцией масштабы задуманного проекта хорошо видны.