+7(495)660-36-71
31.05.2013

Законодательство в сфере таможенного регулирования перевозки контейнеров отстаёт от реальных потребностей бизнеса

В ближайшие годы упрощения таможенного оформления контейнеровозов и значительного сокращения сроков доставки грузов на рынке не ожидают.
«Мы видим определённые шаги по внедрению информационных систем в работу таможни. Но такая система обработки грузов, как в Западной Европе и США, вряд ли у нас может быть внедрена в связи со спецификой законодательства. Нужно начинать с пересмотра законодательной базы и Таможенного кодекса. А это довольно длительная процедура для государственного аппарата. Мне кажется, в ближайшие 3–4 года это технически очень тяжело внедрить», – сказал управляющий директор United Arab Shipping Company Кирилл Тюленев.
По утверждению другого участника дискуссии, генерального директора ООО «Интервалира» Валерия Новикова, несмотря на то, что оформление в Америке и Западной Европе документально сложнее, контейнеры и суда вообще не задерживаются на таможне отчасти благодаря системе предварительного информирования о грузах, внедрённой между странами.
«Грузы, которые приходят в США, проверяют до прибытия судна в порт и не останавливают судно, а на проверку забирают только подозрительные грузы», – отметил Валерий Новиков.
В автомобильных перевозках в отличие от морских предварительное информирование внедрено. По словам представителя Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ожидается решение о введении предварительного информирования в морских и железнодорожных перевозках. О сотрудничестве РЖД и таможенников в этом вопросе наша газета рассказывала подробно 27 мая.
«Предварительное информирование регулируется международным соглашением России, Белоруссии и Казахстана и применяется в автомобильных перевозках. Основное условие самого упрощения – заявление достоверной информации, которая впоследствии позволяет ускорить процесс прохождения границы, упростить процедуру транзита внутри страны. Сейчас параллельно прорабатывается ещё соглашение о предварительном информировании по железной дороге и морскому транспорту по примеру автоперевозок. И по каждому виду транспорта требуется решение ЕЭК», – рассказала заместитель начальника отдела таможенных операций и таможенного контроля ЕЭК Екатерина Бочарова.
Но проблем, как оказалось, с таможней у автоперевозчиков, работающих с контейнерами, не меньше.
«Вагоны не арестовывают на таможне, паром не останавливают, а автомобили, если что-то неправильно заявлено, задерживают. Машины часто простаивают на границе вместе с водителями, но они тут ни при чём. Может, легче снять контейнер и разбираться с поставщиками, которые заявили не тот груз?» – предложил генеральный директор автотранспортной компании ООО «Миларин» Александр Носков.
Однако по закону автомобиль в комплексе с контейнером является единым транспортным средством, и таможня не в силах обойти эту норму.
«Пока в законодательстве особенности перевозки транспортным средством контейнера, который сам же является транспортным средством, чётко не оговорены. Это нужно рассматривать как особенность перевозки. Когда рефрижератором перевозят груз, то у таможни вопросов не возникает, а когда контейнером, то вопросов много», – сетовал заместитель директора оперативного управления по таможенному обслуживанию транспортно-экспедиционной компании Asstra Forwarding Михаил Козлов.
Однако, как отметила представитель ЕЭК, упрощений в поднятой проблеме для автоперевозчиков не ожидается.
Да и не ясно, по её словам, кто потом будет забирать выгруженный контейнер из пункта пропуска. Это может вызвать ещё большую путаницу.
Она также обратила внимание, что сравнивать таможенные процедуры для различных видов транспорта не имеет смысла. Для них по-разному строится процесс проверки на границе.
При перевозке контейнеров по железной дороге применяется упрощённая процедура таможенного контроля, поскольку перевозчик один – ОАО «РЖД» – в сравнении с множеством автоперевозчиков.
«В плане безопасности здесь проще: куда рельсы проложены, туда и следует перевозчик, контейнер, соответственно, тоже никуда не денется. Автомобиль же может двигаться по различным дорогам общего пользования, и его путь не проследить», – заявила Екатерина Бочарова.