+7(495)660-36-71
19.04.2013

Контейнеры притормозили

Вчера ОАО "Трансконтейнер" раскрыло предварительные операционные результаты за первый квартал. Объем перевозок сократился на 1,2% и составил 342 тыс. ДФЭ. Основной спад произошел на внутрироссийских маршрутах — на 10,5%, до 167,1 тыс. ДФЭ. По транзитным перевозкам падение составило 9,4% (20,1 тыс. ДФЭ). Объемы по экспорту не изменились, оставшись, как и в первом квартале 2012 года, на уровне 90,7 тыс. ДФЭ. Компенсировать спад на внутреннем рынке "Трансконтейнеру" отчасти удалось лишь за счет роста импортных перевозок на 36,4%. Но пока они занимают небольшую долю в бизнесе компании, их объем по итогам квартала составил лишь 64,4 тыс. ДФЭ. Объемы переработки контейнеров на терминалах оператора снизились почти на 11% — до 297 тыс. ДФЭ.

В "Трансконтейнере" говорят, что спад — общерыночный. Но в целом по сети объемы внутренних контейнерных перевозок упали лишь на 2,8% (абсолютные цифры ОАО РЖД пока не раскрыло). Кроме того, отмечают в "Трансконтейнере", "происходит усиление конкуренции на маршрутах". В первом квартале доля оператора в общем объеме перевозок контейнеров по сети железных дорог России снизилась с 49,7% до 48,5%.

Источник "Ъ" в компании рассказал, что негативная конъюнктура рынка вынудила "Трансконтейнер" поднять тарифы на 7-12% не с января, как планировалось изначально, а только с марта. "Это было сделано, чтобы хоть как-то поддержать спрос",— пояснил собеседник "Ъ". Причем часть партнеров оператора получили дополнительные отсрочки роста тарифа. Но это может негативно отразиться на финансовых показателях. Источник "Ъ" говорит, что по EBITDA в первом квартале отставание от бюджета составляет около 25%. В "Трансконтейнере" сказали, что "прогнозные показатели компания не раскрывает".

У "Трансконтейнера" на начало года было 25 тыс. платформ, 60 тыс. контейнеров и 47 терминалов. По итогам трех кварталов 2012 года выручка — 19,3 млрд руб., EBITDA — 8,2 млрд руб., чистая прибыль — 4,2 млрд руб. ОАО РЖД принадлежат 50% плюс две акции "Трансконтейнера", 23,67% — у FESCO, более 9% контролирует ЕБРР, 6% — НПФ "Благосостояние".

Среди основных конкурентов "Трансконтейнера" — "Трансгарант", "Модуль", "Русская тройка", "Евросиб", "А-транс". В одной из компаний на условиях анонимности отметили, что "отрицательную динамику" в первом квартале зафиксировали практически все участники рынка. "У всех есть надежда на следующие три квартала, но не за счет роста рынка, а через оптимизацию бизнеса и принятие эффективных конкурентных решений",— пояснил собеседник "Ъ". Он добавил, что рынок контейнерных перевозок демонстрирует особенно высокую зависимость от роста ВВП, а "динамика этого показателя не позволяет строить оптимистичных прогнозов".
Игорь Васильев из Sberbank Investment Research считает операционные результаты первого квартала "Трансконтейнера" нейтральными. "Да, объем перевозок упал, но в общих объемах оператор учитывает перевозку собственных порожних контейнеров. При этом компания смогла существенно сократить порожний пробег как по контейнерам, так и по платформам, в результате доходные перевозки снизились незначительно",— отметил эксперт. Он добавил, что определяющим будет следующий квартал, который традиционно гораздо больше по объемам перевозок, чем первый.