+7(495)660-36-71
15.03.2013

Союз без границ

Представители бизнеса и чиновники Евразийской экономической комиссии сегодня на круглом столе в Москве говорили о наиболее значимых проблемах функционирования Единого экономического пространства и Таможенного союза.

Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК:

— Работа таможенного союза и ЕЭП, которые призваны улучшить торговые взаимоотношения наших стран, тормозится правоприменительной практикой и инертностью мышления отдельных чиновников. Нужно признать, что люди, работающие на наших границах, не знают, каким образом соглашения таможенного союза реализуются на практике. В сознании чиновников на местах еще нет понимания, что международные акты превалируют над национальными законами. Если постовой привык проверять автомобили с российскими номерами, проводить весовой контроль, санитарный контроль, ветеринарный контроль — он будет продолжать это делать, хотя уже не должен. И ему не объяснишь, что этого делать не нужно. Это особенность нашего советского и постсоветского мышления. Необходимо приводить национальные законы в соответствие с международными — только так можно решить эту «пограничную» проблему.

Вторая, не менее важная деталь, о которой хочется сказать — это вход наших экономик в состояние интенсивного роста товарообмена. Первые два года существования таможенного союза наблюдался экстенсивный рост — объемы взаимного экспорта товаров между Казахстаном и Россией росли на 29,1% в 2010 году и на 33,9% в 2011г. Колоссальные цифры.

Но уже в 2012 году объем экспорта увеличился лишь на 8,7%. Это свидетельствует о том, что мы вошли в ту стадию, когда обмен товарами происходит на том уровне, который востребован и по тем позициям, которые востребованы и главное — по которым мы друг с другом конкурентоспособны. Чтобы в дальнейшем наблюдать рост, нам необходимо диверсифицировать всю нашу экономику. Поясню: те товары, которые мы сейчас покупаем извне, необходимо покупать друг у друга.

Дмитрий Шабанов, директор ЗАО «Московский шелк»:

— Если мы создаем экономический союз, то необходимо переориентироваться на приобретение товаров друг у друга. Но тут возникает острая проблема — мы декларируем что-то, но на деле не стремимся этого исполнять. Наша компания занимается изготовлением изделий из шелка. Всем известно, что лидером по производству сырья для наших товаров является Китай. В то же время, шелк производится и в Казахстане. Однако от казахстанской стороны мы не слышим предложений по экспорту, равно как и готовые изделия Казахстан предпочитает закупать не у нас, а в Китае. Все остается на своих позициях.

Рахим Ошакбаев, первый заместитель Председателя правления НЭПК «Атамекен»:

— Вопрос любого экономического объединения является болезненным для агропромышленного комплекса, поэтому и скажу о сельскохозяйственном аспекте. Евразийская экономическая комиссия предлагает унифицировать виды государственной поддержки АПК и правила предоставления этой господдержки. Я убежден, что вопрос господдержки аграриев — сугубо национальный, и связан в первую очередь не с внешнеэкономическими интересами страны, а с обеспечением эффективной работы национальных сельхозпредприятий. Более того, я могу сказать, что в Казахстане существует множество законов, подзаконных актов, постановлений правительства, которые просто не работают. И если появится еще и международное обязательство, тем более унифицированное, то в какой-то момент агропромышленный комплекс абсолютно перестанет понимать, что ему делать: идти по привычному пути, или по новому, международному, но, возможно, неэффективному.

Андрей Даниленко, председатель Правления Национального союза производителей молока:

— Нас сегодня волнует вопрос: вот мы создали ЕЭП и Таможенный союз — а вырос от этого товарооборот или не вырос от этого товарооборот? И мы не можем говорить «вырос» со стопроцентной уверенностью. Надо понимать, что, потеряв, в экономическом смысле, границу, мы потеряли и систему контроля за товарооборотом. На сегодняшний день мы полагаемся на информацию, например, белорусской стороны, о том, какой объем товара они отправили на территорию РФ. Насколько объективна эта информация?

В Российской Федерации вообще нет централизованной системы учета движения товаров в другие страны. Мы не знаем даже, глядя отчеты стран-партнеров, о транзитных товарах там идет речь или не о транзитных. Вот эту проблему надо решать в первую очередь — иначе мы строим воздушные замки.

Я могу предложить и метод решения, который, на мой взгляд, будет эффективен. Необходимо создать единую электронную систему ветеринарной, фитосанитарной и санитарной сертификации. То есть речь идет о создании системы, где мы сможем отслеживать и происхождение товара, и направление, по которому он движется. Я считаю, что это решит вопрос не только с передвижением товаров, но и вопрос об их качестве: если возникнет товар, опасный для потребителя, мы будем сразу знать, где он произведен и т.д. Сейчас этого нет.