+7(495)660-36-71
03.10.2015

«Утилизационный сбор приведет к росту цен»

— Почему мораторий не покрыл все виды товаров?
— Я думаю, что этот вопрос нужно задать в Министерство природы как минимум, не нам. Мы, наблюдая за дискуссией или выступлением Министерства природы, вместе с тем понимаем, что, с одной стороны, действительно министр говорит о том, что у нас вводится только для части продуктов утилизационный сбор, а на все остальное пока не вводится, есть мораторий.
С другой стороны, мы видим, нынешние нормативы, точнее ставки, которые представили буквально на днях, там практически подавляющее большинство, то есть, мы не понимаем, если все-таки будет мораторий, тогда, наверное, нужно сейчас об этом более ясно сказать. Кроме всего прочего, есть ряд товаров, которые вообще невозможно сейчас утилизировать. Например, холодильники полностью нормально утилизировать сейчас невозможно — нет мощностей.
— Почему?
— Потому что требуются технологии, которые позволили бы хладагенты полностью безопасно удалять, обезвреживать. Сегодня в России нет таких технологий. По крайней мере, в массовом порядке. То же самое касается мониторов, кинескопов телевизоров. Там есть специальное напыление, которое очень опасно, сегодня нет технологий по его безопасной утилизации.
Поэтому не совсем понятно, к чему приведет, точнее понятно, — это приведет к росту цен, потому что все компании, которые вынуждены будут, так или иначе, нести ответственность, не смогут самостоятельно их утилизировать, потому что нет технологий. Поэтому нужно будет просто платить сбор, дополнительный налог.
На падающем рынке, например, на рынке электроники, который сейчас заметно просел, по первому полугодию, по крайней мере, это катастрофичные на самом деле последствия может иметь. Поэтому мы хотели бы понять, все-таки мораторий будет или не будет. Потому что господин Медведев обещал мораторий до 2019 года, по крайней мере, до 2018, на ряд товаров. Те заявления, которые мы слышим, говорят о том, что все-таки мораторий на бытовую технику не будет распространяться, и мы считаем, это неправильно.
— Готовы производители и импортеры к вводу сбора?
— Вы имеете в виду, готовы ли они платить деньги?
— Да.
— Закон есть закон. Но надо понимать последствия, которые со вступлением в силу таких мер будут. Кроме всего прочего, в законе речь еще об экологическом стимулировании обращения с отходами, а не просто о платеже. То есть идеология — это улучшение экологической ситуации. Если у нас нет технологий, которые могут безопасно переработать продукты, то об экологии речь не может идти.
— Во сколько может обойтись производителям подготовка утилизационных мощностей?
— Затраты, если вас интересуют именно затраты, да, они могут быть рассчитаны окончательно только после того, как будет установлен норматив в год, потому что пока обнародован перечень продуктов и ставка платежа. Но у производителя есть возможность в соответствии с законом самостоятельно заниматься утилизацией, либо в концессии с аналогичными производителями. Пока нет норматива сбора, рассчитать влияние на инфляцию невозможно.
Другой вопрос возникает в связи с заявлениями господина Донского, потому что он сказал о том, что это небольшое влияние на инфляцию, но мы не можем рассчитать, я не знаю, как они считали, потому что нет норматива. То есть если норматив сбора будет высокий, влияние на инфляцию будет сильным, если он будет низкий и с отложенной перспективой, то, соответственно, влияние будет ниже. Но пока цифра не озвучена, мы не понимаем, на что опираться.